Разлив нефти

Несмотря на то, что нефть – самое ценное сырье, и обустройству его производства и транспортировки уделяется очень большое внимание, полностью минимизировать аварийные разливы нефтепродуктов все равно не удается. Даже при современном уровне оборудования, в том числе по ликвидации подобных аварий, разливы нефти приравниваются к страшнейшим техногенным катастрофам. Разрушительная энергия авариный разливов нефти может приравниваться к стихийному бедствию, которое ведет к экологическим проблемам вплоть до разрушения экосистем.

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов – не редкость при транспортировке сырья или готового продукта.

Аварии связаны с двумя основными причинами: изношенностью оборудования (танкеров и трубопроводов) или актами диверсии. Любая авария наносит значительный урон экологической ситуации в районе разлива, кроме того может пострадать и население. Также существует большая вероятность самовозгорания большого нефтяного пятна.

Несмотря на то, что власти государств,  в которых и через которые транспортируется и перегоняется нефть, всячески способствуют предотвращению аварийных ситуаций, проблема остается актуальной и во многом открытой.

Ликвидация и локализация разливов нефти

Чтобы в кратчайшие сроки локализировать и устранить разливы нефти, постоянно разрабатываются методы, которые позволят минимизировать потери сырья и снизить до минимума экологический вред.

Процедура локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов предполагает комплексное решение проблемы с использованием различных технических средств и методических подходов. Вне зависимости от характера и масштабов аварии, в первую очередь, нужно принять меры, направленные на локализацию и предотвращение распространения нефтяных пятен.

Наиболее используемым методом локализации нефтяных разливов в акваториях считаются боновые заграждения. Такие заграждения возводятся, для того чтобы предотвратить растекание потоков нефти по поверхности воды, уменьшить концентрацию нефти, и тем самым облегчить механическую сборку и отвод нефти от наиболее пострадавших в экологическом отношении территорий.

По месту применения боновые заграждения делятся на 3 класса:

  • I класс – в защищенных акваториях (реках, озерах, прудах);
  • II класс – в прибрежных зонах (гаванях, портах, судоремонтных заводах и для перекрытия входов в них);
  • III класс – в открытых акваториях.

По принципу работы различают несколько видов бонов:

  • самонадувные – быстрее всего приводятся в рабочее состояние, используются в акваториях;
  • тяжелые надувные – используются для ограждения танкеров у терминала;
  • отклоняющие – защищают берега от воздействия потоков нефтепродуктов;
  • несгораемые – используются при сжигании нефтепродуктов прямо на воде;
  • сорбционные – впитывают в себя нефтепродукты с поверхности воды.

Ликвидация последствий разлива нефти

Комплекс работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов сводится в основном к тому, чтобы собрать пятно разлитой нефти с поверхности, на которой они разлились. Поэтому среди методов ликвидации подобных аварий основным является простой механический сбор. Делать это нужно максимально быстро, чтобы нефть не успела впитаться в грунт.

Если разлив произошел на воде, важно, чтобы частички нефти не загрязнили воду, поскольку водоемы, используемые для транспортировки, часто являются источником (иногда единственным) пресной воды для местного населения.

К методам ликвидации разлива относятся следующие:

  • механические (предполагают выемку загрязненной почвы и простой сбор нефтепродуктов с поверхности);
  • физико-химические (промывка, дренирование, сорбция);
  • биологические методы (биоремедиации и фиторемедиации).

Сорбционная очистка воды является одним из наиболее эффективных методов на сегодняшний день. В качестве сорбентов используют алюмосиликаты, торф, древесные опилки, графит, лигнин.

С точки зрения технологичности, популярным стал метод биокомпостирования, основанный на принципе окисления опасных нефтепродуктов с помощью специальных бактерий и разложения до простых веществ, не представляющих опасности для живой природы.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

В апреле 2010 года произошла крупная катастрофа, связанная с разливом нефти в Мексиканском заливе. По оценкам экспертов, вылилось около 5 миллионов баррелей неочищенной нефти. Загрязнению была подвержена вода и почва. Во время взрыва нефтяной вышки погибло 11 человек. Эта авария признана самой крупной катастрофой техногенного характера в истории Соединенных Штатов. Причины взрыва до сих пор выясняются.

Из-за разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья. Для устранения возможного отравления был введён запрет на рыбную ловлю. Более трети всей акватории Мексиканского залива были закрыты для промысла. От нефти пострадали все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу. Значительный ущерб был нанесен Луизиане, Алабаме, Миссисипи и Флориде.

Оборудование для ликвидации последствий после разлива нефти

Многие инжиниринговые компании, в том числе российские, занимаются разработкой и производством оборудования для ликвидации аварий, связанных с разливом нефтепродуктов. Главными производителями являются страны, которые ведут активную добычу нефти на своей территории.

В основном такое оборудование представлено скиммерами, боновыми заграждениями и распылителями сорбента. Работа этих устройств и приспособлений направлена на быструю локализацию разливов и оперативное ограждение транспортных судов. Оборудование рассчитано на работу и в акваториях, и на суше в разных климатических зонах. В частности, это актуально для России, поскольку она имеет большую географическую протяженность, а регионы добычи нефти расположены по всей ее территории.

Производители и поставщики аварийного оборудования

В России активно действует несколько компаний, занимающихся разработка дистрибуцией оборудования для ликвидации аварий, связанных с нефтепродуктами.

Среди них видное место занимают:

  • компания «Ивтекс»;
  • инжиниринговая компания «Кронштадт»;
  • комплексное предприятие «Композит»;
  • компания «ЛАРН-32».

Для некоторых из них аварийное оборудование является только частью деятельности (например, «Кронштадт» и группа компаний «КРОН», Германия), некоторые являются узкоспециализированными.

Все предприятия занимаются производством:

  • боновых заграждений, как основного способа локализации аварий;
  • органических, минеральных и полимерных сорбентов;
  • техники для механического сбора разлитой нефти или ее откачки.

Главными пользователями данной продукции являются «НК «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «НК «РуссНефть», АК «Транснефть», «Ненецкая нефтяная компания», «Сервис безопасности Союза спасателей» и подразделения ГУ МЧС России, «Российская железная дорога», ОАО «РусГидро», ОАО «ТюменьЭнерго»,  другие энергетические компании и организации по ликвидации ЧС.


Читайте другие наши статьи:

Производство нефтяного оборудования
Газовая промышленность
Запасы нефти в мире