Нефтегазовые доходы

Значительная часть бюджета России  – это нефтегазовые доходы. На территории страны находятся примерно 13% мирового запаса нефти. Российские предприятия извлекают из недр земли примерно 10% всей нефти. Нефтегазовая отрасль является основой российской экономики.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Условно доходы Российской Федерации можно разделить на: нефтегазовые и ненефтегазовые. Нефтегазовые доходы получаются от экспорта нефти, газа и произведенных продуктов из углеводородного сырья.

При составлении федерального бюджета на следующий год величина нефтегазовых доходов рассчитывается исходя из среднегодовых цен сырой нефти марки «Юралс», экспортной стоимости природного газа и обменного курса $ к рублю. Если данные прогноза оказались выше, реальных цифр, то федеральный бюджет недополучает нефтегазовых доходов. Когда прогноз ниже, в бюджете возникают дополнительные нефтегазовые доходы.

Формирование нефтегазовых доходов

В состав нефтегазовых доходов входят:

  • налоги, которые платят за разработку полезных ископаемых таких, как нефть, горючий природный газ, газовый конденсат из всех месторождений, газовый конденсат, получаемый из другого углеводородного сырья;
  • таможенные сборы за продажу сырой нефти, газа, а также товаров, произведенных из углеводородов за рубеж.

Использование нефтегазовых доходов

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансирования нефтегазового трансферта, формирования и пополнения Резервного фонда, формирования фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть доходов бюджета от реализации газа, нефти и конденсата.

Резервный фонд нефтегазовых доходов

Резервный фонд стал правопреемником Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд был основан в 2004 году. Формирование Стабилизационного фонда началось в связи с ростом мировых цен на нефть и газ, что вызвало увеличение объема валютных средств в стране. Во избежание возникновения массовой инфляции, дополнительные денежные средства покупались Центробанком для перераспределения в официальные резервы. Благодаря этому экономическому скачку, возник первый Стабилизационный фонд. Спустя 4 года средства Стабилизационного Фонда были направлены в фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Поэтому официально Резервный фонд начал свое формирование в 2008 году.

Официально понятие Резервного фонда трактуется в Бюджетном Кодексе РФ, как часть федерального бюджета, подлежащего отдельному учету и управлению, в целях осуществления нефтегазового трансферта. Резервный фонд состоит из высоколиквидной иностранной валюты, поэтому данные средства относятся к золотовалютным резервам России.

Резервный фонд регулируется Министерством Финансов, отдельные полномочия управления делегируются ЦБ РФ.

Резервный фонд формируется за счет:

  • доходов от управления Резервным фондом;
  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового трансферта, при условии, что Резервный Фонд не превышает его установленной нормами величины.

Максимальная величина Резервного фонда устанавливается федеральным законом на очередной финансовый год, и определяется исходя из 7 процентов прогнозируемого на будущий год ВВП.

При необходимости средства Резервного фонда используются для досрочного погашения внешнего долга Российской Федерации.

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России

Доля нефтегазовых доходов в общих доходах в среднем показателе составляет 44-46 %. Это очень весомый процент из всех доходов государства. Максимальные показатели по нефтегазовым доходам были зафиксированы в 2014 году. Тогда доля нефтегазовых доходов составила 51,9 %.

Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ 2016

За 2016 год доля нефтегазовых доходов упала до уровня 2009 года, и составила примерно 40 процентов от всех остальных доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета России снизились по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 17,6% – до 4,83 трлн. рублей. Такое падение произошло из-за снижения цен на газ и нефть, что принесло убыток для государства. Эксперты утверждают, что если так и будет продолжаться, Россия потерпит большие убытки.

Но по состоянию на начало августа 2017 года объем Резервного фонда достиг 1,007 триллиона рублей. Фонд национального благосостояния в рублевом выражении достиг 4,435 триллиона рублей. Это говорит о некоторой стабилизации ситуации.

Прогнозы нефтегазовых доходов на ближайшие годы

Прогнозы нефтегазовых доходов за ближайшие три года не самые радужные. Планируется снижение доходов, как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП. Поэтому в случае если цена на нефть и газ в ближайшем будущем не вырастет, Россию ждут значительные убытки по нефтегазовым доходам. Тенденция на снижение цен на нефть и газ является устойчивой и потенциал дальнейшего снижения еще есть.

Только за 2016 год нефтегазовые доходы, по сравнению с предыдущим годом снизились на 17,6 %. При этом ненефтегазовые доходы выросли, по сравнению с предыдущим годом на 10,8 %. Ненефтегазовые доходы значительно увеличились. Но из-за того, что нефтегазовые доходы составляют одну из самых существенных составляющих от общего дохода России, ненефтегазовые поступления не смогут покрыть нефтегазовые потери.

Если ранее доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, составляла около 20 % ВВП за предыдущие десять лет, то за ближайшие три года она снизится практически на одну треть, и будет составлять около 13,7 % ВВП. И в большей мере это произойдет из-за сокращения нефтегазовых доходов. А при таком низком ВВП велика вероятность того, что бюджет не сможет профинансировать расходы, необходимые для выполнения функций государством, и это может повлечь за собой повышение налогов с населения.

Поэтому необходимо более серьезно подходить к формированию государственного бюджета. Нужно планировать его консервативно, а в случае дополнительных доходов, направить на ускоренное сокращение дефицита средств. Если же политику принятия госбюджета не пересмотреть, это может повлечь серьезный экономический кризис для государства и всего мира в целом.

Нефтегазовое образование
Нефтегазовые колледжи
Нефтегазовые вузы